Добавление материала


Отмена
Отмена

Представление о невиновности от Библии до наших дней

Лучше пусть 5, 10, 20, или 100 виновных людей окажутся на свободе, чем один невиновный будет приговорен к смертной казни. Этот принцип является основой презумпции невиновности. В 1895 году Верховный суд США в решении по делу "Коффин против Соединенных Штатов Америки" проследил историю презумпции невиновности через Англию, Древнюю Грецию, Древний Рим и вплоть до Второзакония* (части в Библии, относящейся к Ветхому завету, в которой приводятся значительные по объёму элементы религиозного законодательства).

Суть дела Коффина заключалась в требовании того, что суд должен инструктировать участников процесса не только о том, что обвиняемый не может быть осужден до тех пор, пока его вина не доказана государством за пределы всяческих сомнений, но и поведать им о презумпции невиновности. Суд постановил, что принцип презумпции невиновности в пользу обвиняемого является неоспоримым законом, аксиомой и базовым элементом при отправлении правосудия в уголовном процессе.

Саймон Гринлиф (1783-1853) , ссылаясь на исследования известного католического историка Маскардуса Пробатионибуса датированные 1703 годом, указывает, что принцип презумпции невиновности широко применялся в законах Спарты и Афин. Прав ли Гринлиф и Маскардус, - не важно, совершенно бесспорно лишь то, что этот принцип использовался в уголовном законодательстве Древнего Рима:

"Все обвинители должны понимать, что они не вправе выдвигать обвинения до тех пор, пока они не будут подтверждены пристойными и надлежащими свидетелями или убедительными документами или обстоятельственными доказательствами, которые будут иметь неоспоримую силу и будут яснее дня" (Code, L. IV, T. XX, 1, 1. 25).

Благородный Троян писал Юлиусу Фронтонусу, что "ни один человек не должен быть осужден в уголовном деле в его отсутствие, потому что лучше дать виновному уйти от наказания, чем осудить невиновного." (Dig. L. XLVIII, Tit. 19, 1. 5).

"Во всех случаях сомнения должна применяться самая мягкая (милосердная) конструкция фактов." (Dig. L. L, Tit. XVII, 1. 56).

"В уголовных делах должна сохраняться мягкая конструкция (фактов)" (Dig. L. L, Tit. XVII, 1. 155, s. 2).

"В делах, где есть хоть малейшее сомнение, справедливее и безопаснее следовать мягкой конструкции" (Dig. L. L, Tit. XVII, 1. 192, s. 1).

Аммианус Марселлинус повествует о случае при дворе императора Юлиана, который иллюстрирует применение принципа презумпции невиновности в римском праве. Нумериус, губернатор Нарбонсиса, держал ответ на суде перед императором. Вопреки традиции процесс был открытым. Нумериус отказывался признавать свою вину и доказательств для признания его виновным не хватало. Его оппонент, обвинитель Дельфидиус, будучи эмоциональным человеком и видя неминуемый провал обвинения, воскликнул, обращаясь к императору: "О великий Цезарь! Что же станет с виновными, если вполне достаточно отрицать вину?". На что император ответил: "А что станет с невиновными, если достаточно только обвинить?" (Rerum Gestarum, L. XVIII, c. 1).

Принцип презумпции невиновности, вместе с многочисленными гуманитарными аксиомами римского права, был сохранен и донесен до наших времен в каноническом праве (англ. canon law - совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни членов Церкви). (Decretum Gratiani de Presumptionibus, L. II, T. XXIII, c. 14, A.D. 1198; [***492] Corpus Juris Canonici Hispani et Indici, R.P. Murillo Velarde, Tom. 1, L. II, n. 140).

Существует много споров о том, когда именно принцип презумпции невиновности в привычном для нас виде стал частью общего права (англ. common law — единая система прецедентов, общая для всей Великобритании). Американский правовой журнал North American Review за январь 1851 года в статье, посвященной истокам принципа презумпции невиновности, приводит свидетельство, что четкого упоминания такого принципа не встречается в книгах общего права вплоть до дела МакНэлли (1851). Насколько это утверждение верно - не так важно, как и то, что термин "презумпция невиновности" не использовался в книгах общего права до какого-то времени. Потому что существуют многочисленные свидетельства того, что практика правоприменения в общем праве, вытекающая из этого принципа, существовала и до этого времени.

Британский судья, сэр Джон Фортескью (1394-1480) писал:  "Кто же в Британии может быть несправедливо приговорен к смерти за любое преступление? Ему же положено много прошений и привилегий в пользу его жизни. Никто не может признать его виновным, кроме его соседей, честных людей с хорошей репутацией, против которых у него не может быть вероятных причин исключения. В самом деле, пусть 20 виновных избегут смертной казни, чем один невиновный будет осужден и потеряет жизнь" (De Laudibus Legum Angliae, Amos' translation, Cambridge, 1825).

Лорд Мэтью Хэйл, британский судья (1609 − 1676):  "В некоторых делах предполагаемые доказательства (обстоятельственные доказательства) могут быть довольно правдоподобными, чтобы признать человека виновным, при этом убедительные доказательства того, что преступление совершил именно этот человек, отсутствуют. Такие дела надо вести с большой осторожностью, потому как лучше пять виновных не будут наказаны, чем умрет один невиновный" (2 Hale P.C. 290). "И, таким образом, аргументы присутствуют с обеих сторон (факта),  и одни кажутся сильнее, чем другие, но все равно, в таких случаях гораздо безопасней отказаться от их использования, даже имеющих меньшее сомнение и опасность. Quid dubitas, ne faceris - В чём сомневаешься, того не делай." (1 Hale P.C. 24).

Сэр Вильям Блэкстоун, британский судья (1723 − 1780): "закон подразумевает, что лучше пусть 10 виновных сбегут, чем один невиновный пострадает" (2 Bl. Com. c. 27, margin page 358, ad finem).

Насколько презумпция невиновности состоялась и применялась как принцип общего права видно из дела МакКинли (1817 год), где лорд Гиллес говорит (гражданин МакКинли, как утверждалось в деле, дал клятву изменника): "Невозможно знать это, и думая, что это вероятно, не предполагать, что это подразумевает обязательство совершить тяжкое преступление, наказание за которое - смерть. Это было и есть мое впечатление. Но презумпция в пользу невиновности не может быть оспорена одним лишь подозрением. К сожалению, я вижу, что публичный обвинитель относится к этому слишком легкомысленно; кажется, он думает, что законом не предусмотрена такая презумпция невиновности. Не могу это слушать. Я уверен, что такую презумпцию можно найти в любом своде законов, в которых есть разум, религия, человечность - причем такая презумпция будет основой законодательства. Это максимум, который должен быть написан несмываемыми чернилами в сердце каждого судьи и присяжного заседателя. И я рад, что судья лорд Херманд намерен предоставить нам возможность воспользоваться этой презумпцией. И чтобы отменить ее, должно появиться законное доказательство вины, несущее только лишь абсолютную уверенность для осуждения". (33 St. Tr. 275, 506).

_______________________________________________

Главы Второзакония, в которых прослеживается идея принципа презумпции невиновновности:

глава 13

12 Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства,
13 что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали»,
14 то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя,
15 порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча.

глава 16

18 Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;
19 не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;
20 правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

глава 17

2 Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его,
3 и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
4 и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,
5 то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти.

6 По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля;
7 рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя.
8 Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, (чтобы призываемо было там имя Его)
9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить;
10 и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь (Бог твой, чтобы призываемо было там имя Его) и постарайся исполнить все, чему они научат тебя;
11 по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе.
12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, (который будет в те дни), тот должен умереть, — и так истреби зло от Израиля.

глава 19

10 дабы не проливалась кровь невинного среди земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, и чтобы не было на тебе (вины) крови.

15 Недостаточно 1 свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах 2 свидетелей, или при словах 3 свидетелей состоится (всякое) дело.
16 Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении,
17 то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни;
18 судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего,
19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя;
20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя.

 

Права на публикацию принадлежат Администрации сайта "Презумпции невиновности".

Другие статьи по теме:
КОНСУЛЬТАЦИЯ У ЮРИСТА

Жанна Александровна Самойленкова
Генеральный директор юридической фирмы "Лигал Сити", Москва Телефон +7-903-53-407-53
Образование: Институт Прокуратуры при МГЮА
Стаж юридической практики: 10 лет
Специализация: уголовное право, международное право, психология (criminal profiling)
Задано вопросов: 23