Добавление материала


Отмена
Отмена

Советский фильм "Презумпция невиновности"

"Презумпция невиновности" — комедийный фильм советского режиссёра Евгения Татарского, снятый в 1988 году.  Фильм чем-то напоминает рассказы Антона Павловича Чехова - при всей комичности героев и ситуаций, фильм затрагивает очень важный вопрос - отношение к предположению о возможной невиновности попавшего под подозрение челоека в Советском Союзе, к тому, что сейчас мы называем презумпцией невиновности. При чем не на уровне государственных правоохранительных органов, а на уровне менталитета простых людей, от работников культуры и врачей, до проводников и студентов.

Итак, сюжет. После концерта молодая популярная певица Зоя Болотникова, сев в поезд "Красная стрела" по маршруту Москва-Ленинград, обнаруживает, что у нее пропал пиджак, а вместе с ним и заграничный паспорт, по которому она должна уехать за рубеж на гастроли в Финляндию, Швецию, Норвегию. О пропаже пиджака она сообщает своему администратору, на что он шутя отвечает, что, мол, пиджак будем искать завтра, когда рассветет. Однако узнав от Зои, что в пиджаке лежит загранпаспорт, тут же становится серьёзным и привлекает к поиску директора группы Григория Степановича, руководителя группы. Григорий Степанович прежде всего стыдит проводницу Лидочку, которая в сердцах заявляет, что кражи не могло произойти потому, что "за пять лет у нее такого никогда не было", и что у них на поезде работает образцовая комсомольская бригада. Вызванный Лидочкой начальник поезда Бондарев принимает решение сообщить о происшествии на ближайшую станцию, чтобы на поезд сели работники милиции, профессиональные сыщики.

Тем временем двое командированных на семинар медиков, который произойдет в Ленинграде, Петр Никитич и Миша, безуспешно пытаются купить билеты на поезд на станции Балагое, что между Ленинградом и Москвой. Билетов, для простых смертных, как всегда нет. Отчаявшись, они принимают решение пообщаться непосредственно с проводниками, в надежде, что за определенное вознаграждение им дозволят «хотя бы посидеть в коридоре вагона». И вот вдруг им светит удача - на перроне останавливается тот самый поезд с "местом происшествия" и заспанный проводник одного из вагонов принимает их за тех самых сотрудников милиции, которых вызвал начальник поезда. Поначалу медики не поняли, что от них хотят, но молодой анастезиолог Миша, давя на то, что их обоих могут высадить на ближайшем полустанке, предлагает подыграть пассажирам и бригадиру поезда и «поиграть» в сыщиков.

Далее разворачивается комедийный фарс, в котором "лейтенант" Миша поочередно «допрашивает» участников гастролей, узнавая некоторые подробности их личной и профессиональной жизни. Оказывается, что всем есть что скрывать, что все так или иначе лгут. Так выясняется, что администратор группы едет по фальшивому командировочному удостоверению провожать в Ленинграде свою любовницу, оперную певицу, а это удостоверение он предъявит жене в качестве отчета. Директор группы, несмотря на регалии заслуженного деятеля культуры, представляется зрителю как мелкий пакостник и завистник, получивший к тому же свои почести путем выпивки и охоты с вышестоящими руководителями. При образцовой комсомольской бригаде в купе замужней вагонвожатой обнаруживается молодой человек, севший на поезд за "десятку" проводнику...

Тем временем Миша говорит Петру Никитичу, что все они виноваты и каждый из них мог украсть пиджак. На что "майор" Петр Никитич, как человек высоких моральных принципов, отвечает, что существует презумпция невиновности, и нельзя на основании случайных фактов делать скоропалительные выводы - "Все мы в чем-то виноваты".

В конце концов под подозрение попали и сами «детективы», когда их просят предъявить документы и служебные удостоверения.  Пассажиры запирают лже-сыщиков в купе и планируют их сдать милиции по приезду в Ленинград. Именно в этом купе и происходит главный разговор между героями, "сыгравших" в сыщиков:

- Петр Никитич, ну как же так? Вот вы говорите традиции, честь мундира и все такое... Мы же как лучше хотели, мы паспорт хотели помочь найти! А они... не выслушали, не разобрались, пошумели, погалдели, трах-бах и в каталажку... Поди теперь, доказывай... А вы говорите - традиции, культура...

- Ну, и тут, Миша, свои традиции... Что ж поделаешь...

 

Пиджак в итоге случайно находится в соседнем купе под спящим пьяным в стельку финном (который в начале фильма по ошибке вломился в купе Зои Болотниковой и упал там)...

Показателен также еще один персонаж в фильме, характеризующий, по всей видимости, по задумке режиссера, как человеческую сущность, так и перемены в обществе и в стране в тот период. Меланхоличная молодая девушка-пассажирка, которая появляется только на несколько секунд в начале фильма и также мимолетно в конце. Перед посадкой в поезд в Москве она трогательно прощается с молодым человеком, плачет, страстно целуется и говорит: "Я очень буду скучать". А по приезду в Ленинград она встречается на перроне уже с другим молодым человеком, нежно его обнимает, плачет, страстно целуется и говорит "Я так скучала"...

 

 

Фразы из фильма:

"Ну, вот видите, вы не депутат даже, а требуете билет."

"У нас теперь гласность, у нас теперь все можно."

Другие статьи по теме:
КОНСУЛЬТАЦИЯ У ЮРИСТА

Жанна Александровна Самойленкова
Генеральный директор юридической фирмы "Лигал Сити", Москва Телефон +7-903-53-407-53
Образование: Институт Прокуратуры при МГЮА
Стаж юридической практики: 10 лет
Специализация: уголовное право, международное право, психология (criminal profiling)
Задано вопросов: 23